Понятие информации, ее свойства и характеристики

Как уже было сказано, информацию об объекте можно рас­сматривать как отображение этого объекта в некоторой матери­альной системе, которое может существовать независимо от самого объекта и независимо от того, будет ли эта информация кем-то и когда-то использована. Однако, если информация как некоторое отображение может существовать независимо от человека, то говорить о ценности информации, о ее потребитель­ской стоимости можно только с учетом человека, который эту информацию потребляет, того процесса, где она используется.

Это вызвано тем, что различное понимание того или иного слова может сильно изменить смысл передаваемого сообщения. В процессе кодирования и передачи содержания сообщения какая-либо его часть может быть утеряна. Например, письмен­ные замечания руководителя не могут в точности отразить то, что он чувствует и думает, сталкиваясь с некоторой ситуацией. Поэтому личная беседа руководителя с подчиненными может помочь разъяснить им тот или иной спорный вопрос. Но даже в этом случае интонация и выражение лица руководителя могут значительно изменить смысл рассматриваемых сообщений. Графическая иллюстрация расширяет возможности для уточне­ния сообщения, так как "лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать".

Правильно зашифрованное и переданное сообщение может быть понято по-разному. Люди читают, видят и слышат, как правило, то, что они хотят читать, видеть и слышать. Воспри­ятие человеком окружающей среды зависит от многих факто­ров, в частности от общей суммы накопленного им опыта. Ра­бота администрации окажется неэффективной, если она не бу­дет следить за тем, чтобы передаваемая ею информация вос­принималась точно, и не будет стремиться, по возможности, минимизировать влияние субъективного подхода к восприятию сообщений среди подчиненных и других лиц. Правильное по­нимание сообщений облегчается в том случае, если имеются средства и время для осуществления проверки с помощью об­ратной связи.

Если информация используется в системах управления, то ее эффективность разумно оценивать по тому эффекту, кото­рый она оказывает на результат управления.

Одним из первых в отечественной науке исследовал ценно­стные свойства информации академик АА. Харкевич. Исход­ным для него было представление об использовании информа­ции в процессе достижения некоторой цели. "Информация ценна, поскольку она способствует достижению поставленной цели. Одна и та же информация может иметь различную цен­ность, если рассматривать ее с точки зрения использования для различных целей".

Ценность информации может быть выражена через прира­щение вероятности достижения цели. Вероятность же, в свою очередь, понимается как отношение числа благоприятных ис­ходов к общему их числу. Ценность информации неоднозначна - она может быть отрицательной в тех случаях, когда при ее использовании увеличивается неопределенность и уменьшается вероятность достижения цели. Такую информацию называют дезинформацией.

Харкевич АА. оговаривался, что предложенная им модель охватывает не все случаи получения и использования информа­ции, что виды информации, вызывающие эмоции, к примеру эстетические, остались вне рассмотрения.

Следует отметить различие в уровне ценности одной и той же информации с точки зрения субъекта и объекта управления. Для субъекта она ценна постольку, поскольку на ее основе возможно побуждение объекта к действию или изменению мнения. Для объекта - постольку, поскольку на ее основе воз­можен выбор пути достижения цели с наименьшими ресурсны­ми затратами или в соответсвии с каким-либо другим критери­ем оптимальности.

Информация - есть особая форма существования материи. Подобно веществу и энергии, информацию можно собирать, обрабатывать, хранить, изменять форму ее представления. Од­нако у нее есть и некоторые особенности, заключающиеся прежде всего в том, что она может возникать и исчезать.

Информация относится к числу воспроизводимых ресурсов. Процесс ее воспроизводства складывается из этапов производ­ства, распространения и использования. Производство (генера­ция) информации есть общественный процесс познания со­стояния и законов развития природы и общества.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Разделы